О соблюдении застройщиками закона о противодействии легализации доходов, полученных преступным путём

вкл. . Опубликовано в Дольщик: юридическая консультация. Просмотров: 4762

Наша организация осуществляет функции застройщика по строительству нескольких домов. Взносы, получаемые нами от дольщиков, превышают 3 000 000 рублей, при этом, такие взносы уплачиваются в рассрочку суммами, превышающими, как правило, 600 000 рублей.

Подлежат ли заключаемые нами договоры долевого строительства и операции по приему денег обязательному контролю по закону о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, а так же какая ответственность в случае если такой контроль нами не осуществляется?

Консультация юриста сайта "ДОЛЬЩИК"

Выполнение мероприятий, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма регулируется нормами федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», (далее – закон № 115 – ФЗ).

В силу п. 1.1. ст. 6 закона № 115-ФЗ, к операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю относятся сделки с недвижимым имуществом, результатом совершения которых является переход права собственности на такое недвижимое имущество, если сумма такой сделки равна или превышает 3 миллиона рублей.

По смыслу ст. 8 закона № 115-ФЗ, Указа Президента РФ от 13.06.2012 года № 808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу», органом, уполномоченным на осуществление функций по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма является Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

Согласно позиции, изложенной в информационном письме Росфинмониторинга от 02.08.2013 года № 30, «..правовыми последствиями заключения договора участия в долевом строительстве, при условии соблюдения субъектами законодательства о долевом строительстве требований указанного законодательства, является возникновение у участника долевого строительства права собственности на объект строительства (долю в объекте).». При этом с учетом того что ст. 3 закона № 115-ФЗ под операциями с денежными средствами или иным имуществом понимаются любые действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей, в приведенном письме сделан вывод о том что заключение договора участия в долевом строительстве подлежит обязательному контролю.

При этом необходимо учитывать то обстоятельство что в силу п. 6 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу (утв. Указом Президента РФ от 13.06.2012 года № 808), именно Росфинмониторинг в целях реализации своих полномочий имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности.

Иная позиция отражена в Информационное письмо Банка России от 02.10.2013 года № 22 «Обобщение практики применения Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России». Согласно п. 3 указанного письма, договор участия в долевом строительстве, формально не относится к операциям, подлежащим обязательному контролю в соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона, поскольку буквальное прочтение п. 1.1 статьи 6 Федерального закона позволяет относить к операциям, подлежащим обязательному контролю, лишь сделки с недвижимым имуществом, результатом совершения которых является переход права собственности на недвижимое имущество. Вместе с тем, по смыслу письма, в результате исполнение обязательств по договору участия в долевом строительстве не влечет перехода права собственности, поскольку право на объект долевого строительства возникает после завершения строительства непосредственно у участника долевого строительства и не переходит к нему от застройщика.

Судебная практика по вопросу необходимости обязательного контроля договоров участия в долевом строительстве свидетельствует об отсутствии единообразной практики, вместе с тем, буквальное толкование п. 1.1. ст. 6 закона № 115-ФЗ позволяет нам разделить точку зрения, изложенную в Информационном письме Банка России от 02.10.2013 года № 22 о неприменимости к договорам участия в долевом строительстве правил об обязательном контроле, установленных действующей редакцией указанной нормы.

Что касается упомянутой Вами суммы вносимых участниками долевого строительства взносов, превышающих 600000 рублей, сообщаем что по смыслу п. 1 ст. 6 закона № 115-ФЗ, обязательному контролю действительно подлежат операции с денежными средствами на сумму 600000 рублей и более, однако, условиями обязательного контроля в рассматриваемом случае является характер такой операции. Обязательному контролю подлежат лишь те операции которые установлены пп. 1 – 4 п. 1 ст. 6 закона № 115-ФЗ.

Кроме того, сообщаем что в случае если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами, на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, такая организация согласно п. 3 ст. 7 обязана представить соответствующую информацию в Росфинмониторинг, независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, подлежащим обязательному контролю.

Административная ответственность за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма предусмотрена ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.