Появление Единой информационной системы жилищного строительства (ЕИСЖС) связано с принятием Федерального закона от 29.07.2017 № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
При этом закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости…» был дополнен статьей 23.3, определяющей понятие ЕИСЖС, открытость и общедоступность информации, а также общие правила размещения информации в ЕИСЖС застройщиками, региональными службами строительного надзора (ГАСН), Росреестром, органами местного самоуправления, Фондом защиты дольщиков и иными лицами.
Обязанность по размещению информации в ЕИСЖС возникает с 01.01.2018 года. Порядок, состав, способы, сроки и периодичность размещения информации, адрес сайта ЕИСЖС в сети «Интернет» должны быть установлены Правительством Российской Федерации. По состоянию на 01.10.2018 года правового акта по указанным вопросам Правительством РФ не принято. До момента вступления в силу соответствующего постановления Правительством РФ информация в ЕИСЖС должна размещаться на сайте https://наш.дом.рф/ в порядке, предусмотренном Приказом Минстроя России от 11.05.2018 № 275/пр.
С 01.10.2018 года вступила в силу ст. 13.19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Нарушение порядка размещения информации в единой информационной системе жилищного строительства», устанавливающая ответственность за неразмещение информации в системе, нарушение установленных порядка, способов, сроков и (или) периодичности размещения информации, размещение информации не в полном объеме либо размещение заведомо искаженной информации. За это предусмотрен административный штраф на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей. Таким образом, в настоящее время установлены не только порядок, состав, способы, сроки и периодичность размещения информации, но и ответственность за нарушение указанных правил. Несмотря на это, до настоящего времени лишь незначительная часть застройщиков многоквартирных жилых домов, строящих согласно закону от 30.12.2004 № 214-ФЗ, разместили требуемую информацию. Но эта ситуация должна измениться в ближайшее время.
Ранее установленный Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ объем раскрываемой застройщиками информации практически не изменился с созданием ЕИСЖС. Застройщики по-прежнему должны публиковать информацию о застройщике и о проекте строительства в проектной декларации, вносить в нее изменения. Как и ранее, застройщики обязаны представить для ознакомления любому обратившемуся лицу учредительные документы, утвержденные годовые отчеты, бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторские заключения, разрешение на строительство, а дольщикам - технико-экономическое обоснование, заключение экспертизы проектной документации, саму проектную документацию и документы, подтверждающие права на земельный участок.
Что же в таком случае получит от появления ЕИСЖС дольщик?
Во-первых, дольщик получает возможность ознакомления с информацией, раскрываемой застройщиками с использованием единого информационного ресурса, что позволяет получить информацию по всем интересующим его объектам строительства из одного источника.
Во-вторых, одновременно с информацией, раскрываемой застройщиком, дольщик имеет возможность получить информацию от государственных и муниципальных органов. Так, региональной службой ГАСН в ЕИСЖС вносится информация о выданных заключениях о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям закона № 214-ФЗ, о проведенных проверках деятельности застройщика, о предписаниях застройщику, уведомлениях ГАСН, в том числе об отсутствии у застройщика права привлекать денежные средства. Росреестр размещает в ЕИСЖС информацию о земельном участке, сведения о его правообладателе и обременениях, сведения о договорах участия в долевом строительстве. Фонд защиты дольщиков публикует информацию об уплате застройщиками обязательных отчислений в компенсационный фонд.
В-третьих, размещение информации в ЕИСЖС предотвращает искажение раскрываемой информации недобросовестными застройщиками или внесения в нее каких бы то ни было изменений с целью введения дольщиков в заблуждение.
Таким образом, ЕИСЖС в скором времени и при умелом использовании сможет стать для дольщиков очень полезным инструментом для принятия решения об участии в долевом строительстве. Но и для добросовестных застройщиков исполнение требований о раскрытии информации в ЕИСЖС не должно стать непосильным бременем, так как объем размещаемой ими информации существенно не изменяется.